Отчёты по итогам выставки

Итоги выcтавки «Мировой океан 2012»

В Москве, в МВЦ «Крокус Экспо» с 29 ноября по 1 декабря 2012 прошла II Международная комплексная выставка судостроения, использования и исследования водных ресурсов «Мировой океан 2012». Ведущие российские и зарубежные компании, работающие в различных сферах, связанных с использованием водных ресурсов нашей планеты, освоением Мирового океана, его флоры и фауны, представили новинки своей продукции и последние инновационные разработки.

Центральная экспозиция была представлена продукцией Объединенной судостроительной корпорации, которая включает 80% всех судостроительных проектов в России, лучшие судостроительные, судоремонтные предприятия и проектные бюро, разрабатывающие и выпускающие буровые и добычные платформы, шельфовую технику, специализированные суда ледового класса для освоения Арктики, суда для работы на внутренних водных путях, а также обеспечивающие нужды ВМФ России в военном кораблестроении, проектирующие и строящие флот XXI века.

Компания ООО «AlexMarine», занимающаяся проектированием и производством композитных катеров, представила модельный ряд стеклопластиковых катеров, гоночных катеров международного класса PR3, универсальных аэроботов «Odyssey», экраноплан «Orion 15», а также дополнительное оборудование и комплектующие.

ОАО «МКБ «Компас», который более 60 лет является одним из ведущих разработчиков и изготовителей бортовой навигационной аппаратуры Военно-воздушных и Космических Сил, головным предприятием по разработке, производству и сервисному обслуживанию помехозащищенных бортовых приёмоиндикаторов и антенных систем ГЛОНАСС/GPS, представил на выставке разработанную компаний и не имеющую аналогов в мире технологию, позволяющую в течение 30 дней в любом месте, в том числе вечных льдах, развернуть полноценный порт по приему и обслуживанию любых судов - от маломерных до ледоколов - с полностью автономным энергоснабжением и водоочисткой.

На стенде ФГУП Крыловский государственный научный центр можно было ознакомиться с наиболее актуальными и перспективными разработками - макетами концептуальных проектов объектов морской техники, научно-исследовательским тренажерным комплексом, различными современными материалами, разработанными научным центром.

На выставке прошла также презентация других инновационных проектов в морской деятельности, в том числе введение в коммерческую эксплуатацию нового поколения экранопланов и создание высокоскоростной морской грузопассажирской линии «Санкт-Петербург – Калининград»; новые технологии амфибийного транспорта для труднодоступных регионов России и др.

Обширная деловая программа выставки позволила руководителям профильных министерств и ведомств, специалистам и экспертам провести дискуссии по наиболее острым, требующим комплексного решения аспектам деятельности России по развитию водных ресурсов.

В рамках выставки прошло первое обсуждение концепции новой редакции Федеральной целевой программы, преемственной по отношению к ФЦП «Мировой океан», завершающейся в 2013 г., в которой сформулированы научные задачи и определено их финансирование. Основной замысел новой Программы состоит в определении возможных направлений совершенствования инфраструктуры морской деятельности, сглаживания конфликтных интересов, концентрации средств федерального бюджета на приоритетных, стратегических направлениях, которые могут обеспечить решение ключевых задач морской политики, существенно повысить конкурентоспособность морехозяйственного комплекса России и усилить его инновационную составляющую.

Особый интерес вызвал круглый стол «Перспективы исследования Северного Ледовитого океана: международная экспедиция 2015 г.», прошедший под председательством А.Н.Чилингарова, члена Совета Федерации РФ, спецпредставителя Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике и Р.И.Нигматулина, члена Президиума РАН, директора Института океанологии им. П.П.Ширшова. Участники круглого стола отметили чрезвычайную важность для России комплексных экспедиционных исследований с учетом климатических изменений, сокращения площади ледяного покрова и возможных перспективах таяния вечной мерзлоты. Была отмечена также значимость программы «Геотрассеры» и проводимые в ее рамках наблюдения за распространением микроэлементов и их изотопов в океане и морских осадках, так как они включают питательные вещества, важные для морской флоры и фауны, а также загрязняющие вещества, несущие потенциальную угрозу морским экосистемам и вредные для здоровья человека. Участники круглого стола подчеркнули, что проведение комплексных работ, предложенных международным научным сообществом, возможно только в условиях тесного многостороннего сотрудничества. Одобрив предложенный план экспедиционных исследований Северного Ледовитого океана в 2015 г., они обратились к руководству страны с просьбой оказать организационную и финансовую поддержку выполнению работ, касающихся российской стороны.

Одной из тем деловой программы выставки стали последствия вступления России в ВТО для судостроения и судоходства. Сегодня доля гражданских судов, произведенных в России, составляет менее половины процента от всего мирового рынка. За последнее время произошло существенное сокращение заказов на строительство военных кораблей и коммерческих судов, что привело к сложному положению отечественных судостроительных заводов. Участники дискуссии обменялись мнениями о том, как повлияет на развитие судостроения вступление России в ВТО и в каких объемах возможно субсидирование этого направления из государственных источников. Эти темы стали продолжением обсуждения госпрограммы «Развитие судостроения на 2013–2030 годы», которая была одобрена на заседании Правительства РФ 8 ноября 2012 г.

Участники круглого стола «Практические аспекты захода во внутренние водные пути РФ иностранных прогулочных судов» отметили, что ежегодно Россия теряет денежные поступления в бюджет и инвестиции в портовое хозяйство из-за запрета на заходы во многие порта иностранных маломерных судов, и обсудили поправки, которые должны коснуться «Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств», а также Таможенного Кодекса Таможенного Союза.

Участники круглого стола «Морское образование в России» констатировали падениев обществе престижа морских профессий, что не только сокращает кадровую базу, но и приводит к значительному снижению общего уровня трудовых ресурсов, приходящих в отрасль. На уровень подготовки кадров плавсостава негативно влияют, по их мнению, низкая мотивация обучения в морском учебном заведении из-за неконкурентоспособности судоходных компаний на рынке труда в России по сравнению с организациями из других отраслей; низкая заработная плата профессорско-преподавательского состава; хроническое недофинансирование подготовки плавсостава судов в морских учебных заведениях, устаревающая материально-техническая база; низкая конкурентоспособность российских судоходных компаний на мировом рынке труда моряков. Недостаточный уровень квалификации и социальной ответственности персонала, управляющего водным транспортом, сказывается на техногенных происшествий с судами. Качество подготовки специалистов отстает от запросов отрасли, в отдельных случаях, особенно в быстрорастущем сегменте местных пассажирских перевозок, является неудовлетворительным. Разорваны связи между учебными заведениями и российскими потребителями морских кадров.

Для исправления ситуации в сфере морского образования участники круглого стола предложили выделить целевые регионы – поставщики кадров для судостроения и водного транспорта, в которых сконцентрировать усилия по кадровому обеспечению отрасли; широко вовлекать российское общество, и прежде всего береговых работников водного транспорта и работников судостроения, в любительское мореплавание; восстановить прямые связи между учебными заведениями и предприятиями водного транспорта с целью оперативной корректировки работы учебных заведений в соответствии с запросами предприятий и организации производственной практики на базе предприятий.

Особое внимание участников выставки и ее посетителей вызвала тема подводного культурного наследия, исследование которого за последние десять лет начало оформляться как новое научное направление. Объекты культурного наследия, находящиеся в водной среде (а это оказавшиеся под водой архитектурные ансамбли, а также скалы или пещеры с наскальными росписями, суда и летательные аппараты, различные грузы, артефакты) составляют значительную часть историко-культурного наследия России, однако до настоящего времени они почти не представлены в едином государственном реестре, не существует также процедуры их описания и внесения в реестр.

Вместе с тем за последние годы, в связи с выросшими техническими возможностями проведения подводных исследований с помощью морской поисковой аппаратуры и водолазной техники, стали массово выявляться историко-культурные ценности на морском дне. При этом регулирующие функции государства в этой области практически не работают. Отсутствует какой бы то ни было контроль за извлечением из-под воды предметов, имеющих историческую ценность.

Для сохранения подводного историко-культурного наследия в России было предложено разработать государственную программу по учету подводного культурного наследия, предусматривающую выявление, паспортизацию и постановку на государственную охрану выявленных объектов, а также разработать и принять ряд нормативных документов. По мнению специалистов, целесообразно реорганизовать один из музеев России в комплексный центр по вопросам изучения и сохранения подводного культурного наследия, в котором на одну цель будут работать музей, экспедиционное подразделение, научная консервационная лаборатория, подводный парк и учебная база для специалистов различных категорий (руководителей экспедиций, работников институтов и музеев, студентов и аспирантов). Решено также начать сбор уже существующих многочисленных материалов для создания гидроархеологической карты России - вначале для Чёрного и Балтийского морей, а также бассейна Оки и средневекового транспортного пути Нева - Ладога – Волхов – Ильмень, поддержать отдельно проведение археологических работ по свайным поселениям неолита. Это будет способствовать в том числе и развитию подводного туризма.

Участники семинаров и круглых столов выставки рассмотрели также проблемы экологической безопасности приморских территорий и прибрежных акваторий, включая ликвидацию накопленного ущерба окружающей среде; освоения континентального шельфа РФ; основные методики работы с гидролокаторами бокового обзора; вопросы информационного обеспечения морской деятельности России на основе ЕСИМО; юридические аспекты оказания первой медицинской помощи в Российской Федерации дайверам и водолазам.

 

Пресс-центр II Международной выставки «Мировой океан 2012»

Роман Коломойцев, +7495-228-14-31, +7926-816-81-15, personrk@gmail.com

 

Презентация

«Итоги выcтавки «Мировой океан 2012»»